Важное место в жизни человека, в том числе ребёнка, занимает мышление.
Именно мыслительные операции являются важным инструментом познания окружающей действительности. Мышление у детей формируется к старшему дошкольному возрасту. Поэтому при подготовке ребёнка к школе важное значение имеет развитие мыслительных операций.В дальнейшем возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, затем к логическому мышлению. На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок хорошо решает задачи в наглядно-действенном плане, но с трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане.
На развитие мышления у детей главная роль отводится логическим играм, упражнениям, задачам, которые являются основным видом деятельности ребёнка. Средством решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение. Особая роль отводится логическим задачам. Основным средством математического развития детей старшего дошкольного возраста является задача, в условиях которой отражаются бытовые, реальные и игровые ситуации. По определению А. М. Фридмана — задача представляет собой вопрос, на который надо найти ответ, опираясь на условия, которые указаны. По определению Е. М. Семёнова – задача, это рассказ, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий или логических операций. Таким образом любое математическое задание мы рассматриваем как задачу, выделив в нём условие и требование.
Задачи являются одним из средств формирование представлений о числе, величине, ориентации в пространстве и во времени, фигуре; развития у детей логического мышления, сообразительности, смекалки. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, раскрывать основное, обобщать и конкретизировать, выделять главное. Решение задач способствует воспитанию терпения, воли, настойчивости, способствует побуждению интереса к самому процессу поиска решения, даёт возможность испытать удовлетворение и успех. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление, так как в школе им понадобиться применение таких мыслительных операций как умение сравнивать, обобщать, анализировать. Поэтому на занятиях со старшими дошкольниками необходимо научить ребёнка решать проблемные ситуации, делать выводы, приходить к логическому заключению. Логические задачи воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности всегда вызывает интерес у детей. Они понимают, что для правильного решения логической задачи надо сосредоточиться, осознают, что такая логическая задачка содержит в себе «подвох». Например: рыбак поймал щуку, кита, осу, стрекозу. Сколько животных поймал охотник? И для решения этой задачи надо понять, в чем тут хитрость. На занятиях педагоги стараются обосновать такое средство, как логические задания, упражнения, игры, задачи. И прежде всего это: сюжетные, сказочные, лабиринтные, аналитические, графические задания. Также важны задания на сравнение, сопоставление, обобщение, отрицание. При решении этих задач первичным является анализ и сравнение. Анализ можно развивать, когда мы увеличиваем объём свойств, по которым сравниваем предметы, или количество предметов.
Затем усложняем анализ по глубине, когда от анализа и сравнения внешним, не всегда существенным признакам, переводим детей к сравнению по существенным признакам. Например: сравните 2 мячика. Что можно сказать? Чем они похожи и чем они отличаются? Теперь оставляю один мяч, а вместо другого мяча буду брать равные предметы (груша, земля, ткань, вода). Чем больше предметов, тем больше свойств находим. Чтобы учить анализировать, необходимо формировать и развивать способность к анализу. Таким действием является разбиение, классификация, когда формирование любой логической операции идёт параллельно с другими логическими операциями. Например: произвести разбиение фигур по форме, размеру, цвету, классификация от внешнего признака к существенным (зелёные растения и жёлтые цветы). Где зелёные и жёлтые – внешние признаки, а деревья и цветы существенные.
Детям очень нравятся задания на определение лишнего предмета (стол, парта, тарелка, шкаф). Можно эти задачи усложнить и сравнить по двум признакам: (воробей, самолёт, пчела, змея). Дети определяют, что самолёт это не животные, а змея не летает.
На занятии широко применяется метод моделирования, где один предмет заменяется другим, или графиком, чертежом, числовыми карточками, где дети считают предметы и показывают их количество карточкой с цифрой.
Действенным средством развития мышления являются комбинаторные задачи. При решении этих задач формируются такие качества как гибкость и глубина. Например: на столе лежат 5 листиков тополя и 5 листиков рябины. Нужно отобрать 5 листьев, в это количество входят листья тополя и рябины. Дети показывают разные варианты состава числа 5.
Особое значение имеют игровые упражнения, которые способствуют проявлению умственной активности ребенка, помогают ему лучше освоить свойства и отношения, группировку и классификацию, пространственновременные отношения, числа и цифры.
Последовательное выполнение игровых действий, основанное на анализе, сравнении и обобщении, стимулирует развитие мыслительных способностей, познавательных интересов, целенаправленности и устойчивого внимания, умение выполнить задание до конца. В ходе выполнения задания ребенок мыслит, думает, рассуждает, обосновывает свое решение. Познавательные задачи, включенные в занимательные сюжеты с участием знакомых персонажей, предлагаются детям, чтобы для их решения требовалось осознанное выполнение действий. При этом достижения ребенка свидетельствуют о степени усвоения им учебно-игрового содержания.
Формирование логических форм мышления связано с освоением мыслительных операций, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. При решении этих задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку, и чтобы их решить самостоятельно, он проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы. Такие задачи и упражнения предлагается выполнять с помощью конкретных действий (дорисовать, обвести, закрасить, показать стрелочкой и др.). Постепенно задания усложняются, и у ребенка формируется умение решать логические задачи в уме, не выполняя практических действий.
Таким образом, использование нестандартного средства решение логических задач, упражнений, игр на занятиях являются необходимостью в обучении, так как эффективно способствуют развитию логического мышления дошкольника.
Автор статьи — педагог дополнительного образования МБУДО "Дом детского творчества №1" Т. В. Баранчук.