Психология детей дошкольного возраста

Какие важные изменения происходят в психическом и эмоциональном развитии ребенка за эти 2 года? Что нужно учитывать взрослым, в процессе воспитания дошкольника, и какие подходы наиболее эффективны в данный период жизни ребенка?

Ребенок растет, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения с окружающими людьми, преимущественно со сверстниками. Это период жизни ребенка можно назвать как переходом от раннего детства к дошкольному периоду.

Развитие личности ребенка в пятилетнем возрасте

Согласно теории бодинамики, на которую опирается телесно-ориентированная терапия, в период с 3 до 6 лет у детей формируется понятие о любви и сексуальности. Уже в 4 года дети осознают какого они пола, интересуются половыми различиями, влюбляются в родителей противоположного пола (Эдипов комплекс по З. Фрейду), сообщают о желании заменить маму или папу. На такие заявления родители должны без лишних эмоций сказать, что сейчас сынок не может заменить папу, а в будущем он встретит и полюбит свою ровесницу.

Не стоит на этом акцентировать внимание ребенка, но необходимо сделать короткое объяснение и деликатно перевести его внимание на другое занятие или тему для обсуждения.

В 4 года начинается эмоциональное созревание и развитие: чувства ребенка становятся более глубокими и устойчивыми. Радость от непосредственного общения переходит в более сложные чувства — симпатию и привязанность. Таким образом, формируются нравственные чувства — чуткость, доброта, зарождаются чувства долга и ответственности. Нельзя запрещать ребенку выражать свои эмоции и игнорировать их. Комментируя переживания ребенка, учите его цивилизованно проявлять негативные эмоции. Делитесь своими чувствами с ребенком, обсуждайте конфликтные ситуации из реальной жизни и детской литературы.

Для развития мышления, речи и эмоционального мира ребенка рекомендуется чтение художественной литературы. Одни и те же произведения можно перечитывать неоднократно. Дети в этом возрасте очень любят повторное прослушивание. По прочтению книги стоит обсудить с ребенком героев и их приключения, что ему больше запомнилось, понравилось и не понравилось. Пусть он выскажет свое мнение по поводу прочитанного. Предложите сделать рисунок к произведению. Положительное влияние оказывает совместный просмотр мультфильмов. По окончанию просмотра мультфильма попросите ребенка перечислить главных героев и коротко пересказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на характер персонажей (злой, добрый, веселый, грустный, радостный) Позднее можно обыграть истории из книжки или мультфильма с игрушками.

В период 4-5 лет формируется у ребенка формируется собственное мнение. Ребенок учится высказывать свои умозаключения. Они, конечно, могут быть неверными, ошибочными. Это нормально! На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не связанные с его непосредственной деятельности, и порой приходить к неправильным выводам. Родители при этом должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и деликатно корректировать направление поисков. Такие стремления ребенка нужно всячески поощрять.

Будьте тактичны, не высмеивайте его мнение. Предложите ребенку найти ответы на вопросы совместно в Интернете или других источниках. Еще лучше — практический опыт. Если это возможно, проведите опыт, чтобы ребенок сам пришел к верному суждению.

С этого возраста интеллект ребенка начинает накапливать представления об окружающем мире, формируется наглядно-образное мышление. В процессе накопления этих знаний у ребенка закладываются стереотипы отношения к объектам (страх к хищникам, любовь к домашним животным) Для гармоничного развития ребенку необходимо не только давать новые знания, но и уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. Если ребенок часто слышит от родителей: «Не дорос ещё, чтобы…», то в подростковом возрасте он может пускаться в бессмысленную полемику и споры. В таких ситуациях высок риск отчуждения ребенка от родителей и замкнутости в себе. Возможно, что в будущем такой человек будет бояться высказать свое мнение, и, как известно, найдутся те, кто будет этим пользоваться.

К четвертому году жизни у ребенка формируется и созидательное отношение. У ребенка появляется интерес к преобразованию предметов окружающего мира. Компьютерные игры в этом возрасте могут навредить. А особенно полезны в этот период игры на развитие мелкой моторики. Детей привлекают спортивные и подвижные игры, игры с крупными игрушками, которые хорошо развивают координацию движений.

Особую ценность для развития ребенка в этом возрасте представляют ролевые игры: дочки — матери, магазин, больница, детский сад и другие, способствующие развитию личности ребенка. В подобных играх у детей активно развивается воображение.

Творческие занятия в этом возрасте детям доставляют особенное удовольствие: рисование, лепка, аппликация.

Начинается осознание себя в этом мире и более чуткая восприимчивость отношения окружающих к себе. Формируется самооценка, как один из ключевых факторов личности. Формирование самооценки зависит от общения со взрослыми и взаимодействия с окружающим миром. Ребенок начинает копировать поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает одобрение и положительную оценку у окружающих.

Каждый ребенок хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку, в первую очередь, взрослых. Поэтому взрослым важно отмечать подобные стремления — поддержать похвалой, обязательно указав за что, именно его хвалят.

Однако в этом возрасте ребенку ещё сложно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. У дошкольника появляются осознанные предпочтения и интересы, которые обязательно нужно учитывать. В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но промахи порой сильно расстраивают их. И если неудач очень много, к тому же ребенок не получает моральной поддержки от взрослых, а слышит насмешки и порицания, у него может зародиться чувство неуверенности в себе.

Педагог-психолог Ирина Уточкина
Педагог-психолог Ирина Уточкина

Особенности общения ребенка с 4 до 5 лет

Взрослые становятся основным и неоспоримым источником знаний, поэтому ребенок начинает задавать очень много вопросов об окружающем мире.

На формирование самооценки у ребенка особое влияние имеют сверстники. Постепенно ребенок начинает переходить от внутрисемейных к более широким отношениям с внешним миром — со сверстниками, другими взрослыми, животными.

В этом возрасте ребенок начинает делить сверстников на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, создается на основании мнения взрослых (воспитателей и родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Появляется интерес к противоположному полу. Объединение со сверстниками в игре становится всё более уверенным и устойчивым.

К 5-ти годам в обществе сверстников возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность и обида.

Происходит качественная перестройка отношения ребенка к сверстникам. Суть этой перестройки заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через сверстников. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у детей трёх лет), а на противопоставление себя другому, что отражает, прежде всего, изменения в собственном сознании. В собственном «Я» малыш выделяет личные умения, навыки и качества. Именно через сравнение себя со сверстником ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах других. Ровесник выступает в роли средства самоутверждения, а также становится предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкуренция и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности этого возраста.

К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Большинство детей способны сопереживать как успехам, так и неудачам других. Злорадство, зависть, конкуренция проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте.

Поэтому в пятилетнем возрасте важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности, чтобы личность ребенка развивалась гармонично, и он рост уверенным в себе, самостоятельным, любознательным, активным и общительным!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.