Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ)

СДВГ — что это такое?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – очень распространенное психоневрологическое расстройство.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является частой причиной плохого поведения у ребенка и проблем обучения в дошкольном и школьном возрасте, а так же проблем во взаимоотношениях с окружающими. Как следствие, СДВГ становится и причиной заниженной самооценки ребенка.

СДВГ: симптомы

Основные симптомы и проявления СДВГ заключаются в нарушении внимания, признаках импульсивности и гиперактивности.

При этом, если признаки гиперактивности обычно проходят сами по себе, по мере взросления ребенка, то нарушение внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у ребенка на долгие годы, создавая благоприятную почву для неврозов и социальной дезадаптации.

Признаки дефицита внимания у детей

К нарушению внимания у детей относятся, в частности, трудности его удерживания (несобранности), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного занятия на другое, забывчивость.

Признаки гиперактивности у ребенка

Гиперактивность проявляется у детей по-разному, с разной выраженностью в зависимости от возраста, но наиболее ярко выраженная гиперактивность наблюдается у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Проявление импульсивности у детей

Импульсивность выражается в том, что

  • ребенок часто действует, не подумав;
  • в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;
  • перебивает других;
  • бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий;
  • без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году.

Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции.

Типы СДВГ

С 1980 года название синдрома основывается на DSM – международной психиатрической классификации.

По этой классификации выделяют три типа СДВГ:

  1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики.
  3. Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. 

Диагностика синдрома дефицита внимания

Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже проявления. Детям дошкольного возраста диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по критериям классификации DSM

  • Из перечисленных ниже признаков невнимательности хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.
  4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  • Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  • Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
  • Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
  • Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно первому и второму пункту классификации ставится диагноз «СДВГ смешанного типа».

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям первого пункта при частичном соответствии критериям второго пункта, то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям второго пункта при частичном их соответствии критериям первого пункта, то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

Причины СДВГ

  • В течение многих лет доминировало мнение, что причиной СДВГ служит проблема отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

  • Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка.

Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы.

Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша.

Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

«Лечение» СДВГ у детей

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля правды.

Было доказано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, способствуют появлению симптомов или усиливать их. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения в семье. Частые ссоры, крики, скандалы и бурные реакции способны усиливать симптомы СДВГ у ребенка. Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается. В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов. Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию. Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода, к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только усиливают симптомы.

Next Post

Стартует «Тест на ВИЧ: Экспедиция» 2019

Чт Июн 13 , 2019
Всероссийский автопробег «Тест на ВИЧ: Экспедиция» пройдет через 40 регионов России, по сообщению в пресс-службе Минздрава РФ. Акция, в ходе которой жители 191 города 40 регионов России смогут сдать анализы […]
Стартует «Тест на ВИЧ: Экспедиция» 2019Стартует «Тест на ВИЧ: Экспедиция» 2019

Все рубрики