Возрастные особенности детей 4-5 лет

Что должны учитывать взрослые, воспитывая среднего дошкольника, и какие подходы наиболее эффективны на этом этапе? Какие важные изменения происходят в психическом развитии ребенка за этот год?

Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. Этот период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.

Развитие личности ребенка к 5 годам

В соответствии с теорией бодинамики, на которую опирается телесно-ориентированная терапия, с 3 до 6 лет у человека формируется структура любви и сексуальности. Уже в 4 года дети точно знают, какого они пола (мальчик или девочка). Интересуются половыми различиями, влюбляются в родителей противоположного пола (Эдипов комплекс по З. Фрейду), сообщают о желании заменить маму или папу. На такие заявления родители должны без лишних эмоций сказать, что сейчас сынок не может заменить папу, а в будущем он встретит и полюбит свою ровесницу.

Чтобы доступно и без лишних подробностей сообщить детям нужную информацию, можно использовать специальную детскую литературу.

Не стоит акцентировать внимание ребенка на этой теме, следует просто сделать краткие пояснения и переключить внимание малыша на другое занятие или игру.

В 4 года начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми. Радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные чувства — чуткость, доброта, чувство дружбы, проявляются зачатки чувства долга и ответственности. Ни в коем случае не игнорируйте эмоции и не запрещайте детям их выражать. Комментируя переживания ребенка, учите его цивилизованно проявить негативные эмоции. Делитесь своими чувствами с ребенком, обсуждайте конфликтные ситуации из жизни и детской литературы.

Для развития мышления, речи и эмоционального мира ребенка регулярно читайте малышу художественную литературу. Одни и те же стихи и сказки могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте очень любят повторное прослушивание, а в конце обязательно обсудите героев и их приключения: что тебя особенно заинтересовало, а что не понравилось?Предложите сделать рисунок к произведению. Очень полезно совместное просматривание с ребенком мультфильмов. Потом попросите ребенка назвать главных героев и коротко пересказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на характер персонажей (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Позднее можно обыграть истории из книжки или мультфильма с игрушками со сменой ролей.

В период 4-5 лет формируется структура мнений. Ребенок начинает высказывать свои умозаключения. Они, конечно, могут быть неверными, ошибочными. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и мягко корректировать в верном направлении. Такие стремления малыша желательно всячески приветствовать.

Проявляйте тактичность, не высмеивайте ребенка. Можно предложить найти верную информацию по этому вопросу вместе в Интернете или в энциклопедии. Еще лучше наглядно продемонстрировать опыт, чтобы ребенок сам пришел к верному суждению. С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать представления об окружающем мире, формируется наглядно-образное мышление. С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к объектам (страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.) Для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в форме игры, но и уважительно относиться к собственным умственным поискам малыша и их результатам. Если малыши часто слышат от родителей реплики: «Мал еще, закрой рот!» и т.п., то в подростковом возрасте такие дети могут пускаться в бессмысленную полемику и споры. Существует вероятность, что появится отчуждение от родителей, уход в компанию сверстников или в компьютерные игры. Возможно, что в будущем такой человек будет опасаться высказывать свое мнение. А на таких людях очень удобно всем «ездить»…

К 4-м годам закладывается созидательное отношение к миру. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка. У ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуются, а особенно полезны игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, различные конструкторы). Детей привлекают спортивные и подвижные игры, игры с крупными игрушками (куклы, машины), которые хорошо развивают координацию движений.

Ребятам очень нравятся ролевые игры: семья, стройка, магазин, больница, детский сад, концерт и т.д, которые способствуют развитию личности малыша. В этих играх активно развивается воображение, они побуждают ребенка пользоваться предметами-заместителями. Ложка может быть мечом, лопатой, машиной и т.д. Но чтобы сюжетно-ролевая игра ребенка стала по-настоящему ведущим видом деятельности, взрослым нужно активно включаться в игровую деятельность. Брать на себя различные роли и обогащать сюжетную линию, пробуждая фантазию ребенка пятого года жизни.

Дети с удовольствием включаются в творческие занятия: рисование карандашами и красками, с интересом осваивают лепку из мягкого пластилина и аппликацию.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такое важное новообразование личности, как самооценка. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения со взрослыми, от взаимодействия с окружающим его миром. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый малыш по своей природе хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому взрослым важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно, указав за что, именно его хвалят. О том, как вводить запреты в жизнь ребенка подробно описано в этой статье.

Однако ребенку пятого года жизни очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. У ребенка-дошкольника пятого года жизни появляются осознанные личные желания и интересы, предпочтения в одежде, которые на этом возрастном этапе обязательно следует учитывать. В этот период жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но промахи порой сильно расстраивают их. И если неудач очень много, к тому же ребенок не получает моральной поддержки от взрослых, а слышит насмешки и порицания, у него может зародиться чувство неуверенности в себе.

Особенности общения ребенка с 4 до 5 лет

На формирование самооценки ребенка активно влияют сверстники.

Для ребенка пятого года жизни взрослый становится основным и непререкаемым источником знаний. Пытаясь удовлетворить высокую любознательность, ребенок задает массу вопросов: «Почему, зачем, как?»

У дошкольника появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений переходит к более широким отношениям с миром.

Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В отношениях с детьми в этом возрасте ребенок делит их на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

На пятом году жизни картина взаимодействия детей существенно меняется. В группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.

Происходит глубокая качественная перестройка отношения ребенка к сверстнику. Ее значение заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. В этом отношении другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего изменения в самосознании ребенка. В своем «Я» малыш выделяет личные умения, навыки и качества. Только через сравнение со сверстником удается оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого ребенка. Ровесник выступает в роли средства самоутверждения, а также становится предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкуренция и пр. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Уже к 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Большинство детей способны сопереживать как успехам, так и неудачам других. Злорадство, зависть, конкуренция проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте.

Если воспитывая ребенка пятого года жизни, взрослые учитывают возрастные и индивидуальные особенности, то личность ребенка развивается гармонично. А ваш малыш вырастет уверенным в себе, самостоятельным, любознательным, активным и общительным!

Автор статьи — практикующий педагог-психолог Ирина Уточкина.
Педагог-психолог Ирина Уточкина

Next Post

В России введут новую систему оценок в школах

Ср Янв 15 , 2020
По физкультуре, изо и музыке школьники скоро будут получать «зачет» или «не зачет». Но данное нововведение будет добровольным для каждой школы. Министр просвещения Ольга Васильева отмечает, что каждая школа будет […]
В России введут новую систему оценок в школахВ России введут новую систему оценок в школах

Все рубрики