Ревность в семье между детьми. Советы психолога

Детская ревность связана с эмоциональным напряжением, возникающим, если ребенок сомневается в родительской любви. Следовательно, когда у детей в семье подобные переживания возникают редко, их взаимоотношения в основном ровные и доброжелательные. Совершенно исключить ревность между детьми у родителей не получится, однако снизить ее проявления вполне возможно. О том, как помочь своим детям пережить это чувство, и что делать взрослым, если дети ревнуют, вы узнаете, прочитав эту статью.

Как избежать ревности между детьми. Профилактика

Учитывая возраст первенца, его стоит подготовить к новой ситуации еще до рождения малыша. Не надо слишком рано и очень подробно рассказывать о том, как развивается кроха в животе у мамы. Примерно за 3-4 месяца до родов поговорите, какие перемены ожидают семью. Необходимо раскрыть объективную картину, делая особый акцент на позитивной стороне. Так ребенок будет подготовлен к грядущим событиям. Помните, даже если родители заранее готовили ребенка к появлению малыша, им придется столкнуться с детской ревностью.

Кстати, сплочению детей и родителей замечательно помогают семейные традиции. Молодым супругам стоит еще до рождения первенца обсудить, что им запомнилось из своего детства, какие традиции они хотели бы продолжить. В семьях, где есть дети, семейные ритуалы особенно полезны. Но по мере взросления детей, изменения их интересов и увлечений традиции должны корректироваться. На семейном совете дети могут внести свои предложения, которые обязательно следует учесть.

В каждой семье постепенно складываются свои традиции, которые отлично помогают сближению детей, если опираются на интересы и предпочтения всех членов семьи. Семейные традиции, как звенья цепи, укрепляют взаимоотношения. Но ВАЖНО отметить, что эту функцию могут нести способы проведения досуга и виды деятельности, вызывающие позитивный отклик и приятные эмоции.

Часто родители замечают ревность, если она выражена ребенком открыто. Малыш бурно проявляет негативные эмоции, отмечается протестное поведение, возникают попытки обидеть сестру или брата, чтобы привлечь родительское внимание.
Также детская ревность проявляется в скрытой форме (болезни, капризность, плаксивость, энурез, сосание пальца, желание грызть ногти и т.п). Если взрослые наказывают ребенка за плохие поступки в отношении малыша, то он начинает подавлять свои чувства, что может приводить к психосоматическим заболеваниям. Бывают случаи, когда дети выражают повышенное внимание к младшему ребенку, чтобы получать дополнительную похвалу от родителей. Такой вариант проявления ревности часто не замечается взрослыми.

Для детской психики нежелательно совмещать одновременно несколько стрессовых ситуаций, например, переезд, рождение малыша и поступление в детский сад или школу.
По возможности необходимо сохранить для старшего ребенка режим дня, ритуалы прощания, отхода ко сну и т.п без изменений. Это поможет ему легче перенести кардинальные перемены в жизни семьи. Понятные правила и единые требования в семье, четко обозначенные границы (что можно и что нельзя)помогают развитию стрессоустойчивости у ребенка .

Чтобы помочь ребенку стать самостоятельнее, нарисуйте вместе с ним знаки, которые напомнят малышу, что предстоит делать в течение дня.

Не допускайте перегрузки и переутомления, проводите вечерние прогулки с ребенком, хотя бы по 40 минут. Перед сном полезно предлагать ему раскраски по любимым мультикам, лепку под звуки природы, мозайку, или сделайте легкий расслабляющий массаж. Это снимает напряжение, стимулирует мозговую деятельность, настраивает ребенка на отдых.

Преимущества для старшего ребенка

Обговорите с ребенком все плюсы взрослости. Например, можно ложиться спать немного позже, выбирать самому одежду, у него будет большая отдельная кровать, он сможет посещать кружок по рисованию и пр. Придумайте то, что действительно ценно и привлекательно для ребенка.
В повседневной жизни при случае отмечайте, как много он уже умеет, стал совсем самостоятельным, и родителям с ним легко договориться. Полезно рассмотреть семейные фотографии, где он маленький, при этом делая акцент, что теперь он уже умеет быстро бегать, высоко прыгать, надевать правильно майку…, ему разрешено кататься на аттракционах, плавать…и пр.

Эмоциональная поддержка и активное слушание

Главное, не допускать игнорирования чувств ребенка через подобные реплики: «Ну, что ты, глупенький, я вас люблю одинаково». Ребенок такую фразу воспринимает, что его переживания неважны и совсем не интересуют маму и папу. Донесите до ребенка, что понимаете его беспокойство, обозначьте словом его эмоции и выразите сочувствие. Чаще называйте младшего ребенка в присутствии старшего «твой братик» или «твоя сестренка». Реплики родителей: «Твой братик тянется к тебе, твоя сестренка тебе улыбается и т.п.» — укрепляют отношения между детьми.

ВАЖНО! Введите правило, чтобы (минимум 30 минут) ребенок ежедневно проводил личное время с мамой и папой. В это время родитель принадлежит только ему. В эти минуты не отвлекайтесь ни на что, подарите малышу себя!

То, чем можно заняться (посидеть в обнимку, послушать песни, посмотреть мультики) выбирает сам ребёнок. Такое личное время в семье должен иметь каждый ребенок любого возраста. Подростки в нем нуждаются ничуть ни меньше дошколят. Личное время с родителем и совместные семейные мероприятия обеспечивают благоприятный микроклимат в семье.

Старший ребенок — не нянька

ВАЖНО! Недопустимо навязывать старшим детям роль взрослого, главного помощника. Каждый ребенок должен прожить свое детство полноценно. Фразы родителей: «Ну, ты же старше! Ты должен…» — провоцируют и подогревают конкуренцию между детьми, разжигают чувство ревности. Ребёнок ещё не готов к тому, чтобы его воспринимали ответственным и самостоятельным. В тоже время, иногда старшим детям полезно доверять «важное поручение» с учетом его возраста, интересов и желаний. Ребенок не должен получать от родителей дополнительные привилегии и покровительство только потому, что он меньше или благодаря своему полу (уступи, сестре. она же девочка).

Личное пространство и увлечения

У старшего ребенка должно быть свое личное пространство, где он сможет уединиться.

Будьте для ребенка в любом возрасте интересным собеседником и авторитетным человеком. Чаще рассказывайте ему что-то интересное (Ты представляешь, оказывается у пауков 8 лапок…), обсуждайте с ним персонажей и сюжет мультфильмов, которые его интересуют.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был свой круг общения, связанный с его интересами. Полезно начать посещение кружков и спортивных секций. Предоставьте детям возможность пробовать различные виды деятельности. Тогда, уже к 10-12 годам подросток сможет определиться, что ему по душе.

До 10 лет дети очень внушаемы!

Используйте предвосхищающую похвалу и развернутые поощрения:

  • У тебя все получится!
  • Я счастлива, когда вы так дружно играете,
  • Ты такой внимательный,
  • Как ты интересно придумала,
  • Как красиво ты сделал,
  • Научи меня, пожалуйста.
  • Как ты думаешь? Я хочу с тобой посоветоваться и пр.

В своих фразах выражайте то, что хотите видеть в детях. (доброту, заботу, внимание, усидчивость, любознательность, спокойствие, самостоятельность и пр.) Позитивные установки надо повесить так, чтобы они чаще были перед глазами, а лучше выучить.

Критики быть не должно, не сравнивайте его с другими. Больше хвалите детей за старания! Обязательно найдите то, что у ребенка получается лучше всех в семье:

«Только ты можешь так красиво разложить вещи в шкафу… и т.п.»

«Как здорово, что ты такой самостоятельный. Я тобой горжусь!» Достижения ребенка обсуждайте в присутствии всех членов семьи, а промахи только наедине.

Игр много не бывает!

Ревность может возникать в связи с тем, что с рождением крохи по отношению к старшему резко возрастает требовательность со стороны взрослых. В такой ситуации в развитии и поведении ребенка может проявиться регресс, т.е он отказывается делать то, что раньше охотно выполнял сам. Он может просить соску, перестать ходить на горшок и даже перестать говорить. В такой ситуации полезно иногда поиграть с ребенком, как будто он младенец, запеленать, покачать.

Помните, что с детьми необходимо больше общаться и взаимодействовать через игровую деятельность.

Утром используйте сюрпризные моменты. До подъема малышей можно сделать игрушку из бумаги, пазлы из открытки с любимым героем, маленькую поделку из лего, чтобы порадовать малыша. И тогда утро всей семьи начнется с позитива. От родителей нужны положительные эмоции, заинтересованная интонация. Шутка и юмор замечательно снимают напряжение.

Даже простое одевание стоит превратить в игру. Например, в образе стойкого оловянного солдатика или Красной шапочки, ребенок сможет быстрее собраться на прогулку. Развивающие задания тоже предлагайте в игровой форме. Пусть с этого дня малыш учит Буратино или мишку, который все время отвлекается, допускает ошибки, нарушает правила. Роль Мишутки взрослый должен взять на себя, такое взаимодействие очень порадует ребенка, сблизит его с родителями и будет способствовать развитию у него самопринятия.

Сказка доброму научит!

ДЛИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И НОТАЦИИ, ОДЕРГИВАНИЯ ИСКЛЮЧИТЕ. Дети слышат взрослых только 5 минут. Остальное родители говорят сами себе. Для того, чтобы у старшего ребенка была модель отношения к малышу, полезно почитать стихи А. Барто «Вовка — добрая душа», сборник стихов «Младший брат» и др.

Расскажите малышу сказку, о том, как старший зайчонок переживал, что мама с папой его разлюбили, когда родился малыш Зайка. И стал вести себя, как маленький… Друзья стали подсмеиваться, не брать в игры и вдруг, однажды… ученый кот дает ему совет, как надо себя вести и как хорошо, что ты вырос и у тебя есть младший брат или сестра. (То есть то, что хотите донести ребенку). Зайка сначала не прислушался, стало все еще хуже… А когда последовал советам кота, то отношения с родителями и детьми наладились и… Сказку следует развернуть, включить любимых героев ребенка. Историю про зайчонка полезно обыграть с игрушками со сменой ролей. Ребенок может быть малышом, старшим, папой Зайцем и пр. Сказку желательно рассказывать несколько раз, внося небольшие изменения, пропуская 1-2 дня. Если ребенок просит чаще, то значит, сказка работает.

Ни в коем случае не делайте перенос на ребенка, не подводите мораль. Через сказку он «смотрит на себя со стороны», усваивает новую модель поведения.

Просто обсудите, что в сказке понравилось, что нет, как изменился зайчонок. Вместе нарисуйте картинку к сказке. Если она получится позитивная, то оформите ее в раму и на стену, как напоминание о сказке.

Если ваши дети по отношению друг к другу настроены враждебно, проявляют вербальную и физическую агрессию, то в ваших силах помочь им научиться конструктивно взаимодействовать. Не стоит выступать арбитром в детских спорах и конфликтах, принимать сторону одного из них. Донесите детям, что в конфликте всегда виноваты все участники. Позвольте им самим договориться, при этом ни в коем случае не допускайте драк, хамства и неуважительного отношения друг к другу.

Помните, детская ревность по отношению к брату или сестре — естественное чувство, которое возникает у каждого малыша, если в семье более одного ребенка. Задача близких взрослых по возможности снизить переживания детей.

Педагог-психолог Ирина Уточкина
Педагог-психолог Ирина Уточкина

Next Post

Основы тайм-менеджмента для детей

Пт Янв 17 , 2020
Научить ребёнка самоорганизации – одна из основных головоломок родителей. Особенно в современном, динамично устроенном мире, когда рынок предлагает так много интересных мест для пробы своих возможностей в индустрии образования и […]
Основы тайм-менеджмента для детейОсновы тайм-менеджмента для детей

Все рубрики