Самоорганизация, расписание и планирование дел ребенка

Говорим о самоорганизации, о режиме дня, о планировании дел, чтобы все успеть ребенку.

Самоорганизация – не просто ценный навык, помогающий экономить время, это – образ жизни. Организованными и самостоятельными не рождаются, а становятся. Как научить ребёнка правильно распределять свои силы, работать с большими объёмами информации, эффективно трудиться и отдыхать, рассказывает методист, педагог начальных классов Wunderpark International School – Елена Александровна Судьина.

методист, педагог начальных классов Wunderpark International School – Елена Александровна Судьина

Личный пример

Жизнь школьников насыщенна не меньше взрослой. Многие дети посещают кружки и секции, углублённо изучают отдельные предметы. А ведь кроме учёбы, хочется ещё играть, общаться с друзьями и вовремя есть и отдыхать.

Лучший способ научить ребёнка быть самостоятельным и организованным – это личный пример. С ранних лет, наблюдая за родителями, дети перенимают их модели поведения. Поэтому в семьях, где не заведено планировать своё время, где отец проводит выходные на работе, а мать не успевает общаться с детьми, научить самоорганизации проблематично. Ученики, живущие в подобной обстановке, часто жалуются на нехватку времени и сил, медленно выполняют домашние задания и многое не успевают. Так что, если вы хотите научить своего ребёнка организовывать свою жизнь самостоятельно, станьте организованными сами.

10 принципов планирования

Один из важных инструментов при обучении детей планированию – расписание дня. Есть несколько базовых принципов, на которые следует опираться при составлении расписания и работе с ним:

  1. Объясните ребёнку, что расписание необходимо для того, чтобы вовремя сделать работу, и чтобы оставалось время для отдыха и развлечений.
  2. Обсудите с ребёнком все дела и мероприятия, включаемые в расписание. Убедитесь, что он понимает разницу между «надо» и «хочу». Составьте планы так, чтобы в них выполнение необходимых задач чередовалось с приятными событиями. Обговорите заранее, как ребёнок хочет проводить свободное время, куда хочет ходить вместе с вами: в театры, музеи, на другие увлекательные мероприятия.
  3. Сделайте расписание вместе. Покажите, как можно маркерами или фломастерами обозначать дела разной степени важности и необходимости. Например, всё, что связано с учёбой, обозначить синим цветом, хобби – зелёным, развлечения – жёлтым. Не забывайте добавлять элемент игры – украсьте расписание стикерами или аппликацией и повесьте его так, чтобы оно в любой момент было доступно и почаще попадалось на глаза.
  4. Начните с простого расписания на неделю. А когда ребёнок научиться следовать ему, составьте расписание на месяц, на учебный и календарный год.
  5. Поговорите о том, что планировать – это удобно, ведь держать большие объёмы информации в голове сложно и не всегда необходимо. Заведите несколько больших календарей. Один повесьте на видное место и отметьте на нём важные даты и события семьи: праздники, дни рождения и т.п. Другой календарь повесьте в комнате ребёнка или над его столом, чтобы у него была возможность отметить в нём то, что он считает важным для себя.
  6. Расписание должно быть наглядным и чётким. Школьник должен знать даты важных мероприятий, сроки сдачи работ и проектов. Объясните, что с расписанием необходимо регулярно сверяться и корректировать его в случае необходимости.
  7. Поделитесь личным опытом: покажите ребёнку свои чек-листы и ежедневник. Расскажите, как вы себя чувствуете и что делаете, если что-то идёт не по плану. А также – какое удовлетворение и удовольствие вы испытываете, вычёркивая решённые задачи.
  8. Выберите вместе с ребёнком ежедневник. Каждый вечер обсуждайте и записывайте все планируемые на завтра дела и время их выполнения. Напоминайте, что в расписание также должны быть включены развлечения, игры с друзьями, просмотры фильмов, еда и отдых. В конце дня обсуждайте и анализируйте, что удалось сделать, а что – нет, и почему: не хватило времени, сил или информации. Отмечайте всё нерешённые задачи и записывайте их выполнение на другой день. Такое ежедневное планирование научит ребёнка адекватно оценивать свои знания, энергию, время, и эффективно их распределять. Также постепенно будут развиваться пунктуальность, самодисциплина и самоконтроль.
  9. Обсуждайте с ребёнком, помогает ли ему личное расписание и следование ему. Стало ли ему легче определять важность и срочность задач, распределять свои ресурсы, остаётся ли у него больше сил и свободного времени? Важно помнить, что планирование должно упрощать и облегчать жизнь. Поэтому, формируя у детей навыки самоорганизации, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Одним достаточно иметь список дел и общий план, с возможностью действовать по настроению и ситуации, а другим – конкретные и подробные планы с чёткими сроками.
  10. Обязательно хвалите ребёнка за организованность, самостоятельность, ответственный подход к своим делам и решение плановых задач. Младшим школьникам можно дарить маленькие сюрпризы за определённое количество выполненных дел. А со временем дети понимают, что награда за эффективную самоорганизацию – свободное время.

Когда ребёнок видит, что его родители пунктуальные, ответственные и успешно справляются со своими запланированными делами – это лучшая мотивация для формирования у него навыков, необходимых во взрослой жизни.

Next Post

В Брянске появится новый детский сад

Чт Окт 1 , 2020
С середины июля в микрорайоне старого аэропорта на Строкина ведется строительство нового детского сада. Уже установлен фундамент будущего детского сада и ведется возведение стен первого этажа. «Сегодня стены практически готовы. […]
Новый детский сад в БрянскеНовый детский сад в Брянске

Все рубрики