Как научить ребенка определять цели деятельности и планировать свою работу

Хаотичный способ ведения дел не дает желаемой эффективности и крадет свободное время. Как помочь маленькому человеку справляться с большим количеством задач в ограниченные сроки, выделять приоритетные цели, успевать делать уроки, общаться с друзьями и посещать кружки? Об этом рассказывает методист, педагог начальных классов Wunderpark International School Елена Александровна Судьина.

Интересный и эффективный способ планирования деятельности

Маленькие дети не способны планировать свою деятельность и ставить цели. Их поступки ситуативные. Поэтому задачи и время на их выполнение изначально определяют взрослые. Однако постепенно ответственность необходимо передавать ребенку. Такой подход позволит воспитать личность самостоятельную, организованную, способную планомерно двигаться к цели и принимать нужное решение без оглядки на других.

Как научить малыша планировать день и привить ответственность за дела? Интересный и современный способ – это познакомить его с основами тайм-менеджмента. Важно учитывать, что дети – не взрослые, у них не сформирован зрелый волевой компонент, умение расставлять приоритеты и адекватное чувство времени. Нужно будет терпеливо и постепенно внедрять новый подход в повседневные дела.

Какие навыки формирует тайм-менеджмент?

Владение тайм-менеджментом пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни – ведь техники управления временем работают эффективно, независимо от возраста. Результатом его освоения станет формирование навыков, которые важны любому современному человеку:

  • умение понимать собственные желания и ставить цели для их осуществления;
  • способность правильно планировать дела и грамотно расставлять приоритеты, чтобы успевать все необходимое без спешки и стресса;
  • выявление дел, «съедающих» время, и корректировка своей занятости для освобождения нескольких часов в день для досуга.

Основная задача тайм-менеджмента – научиться грамотно и эффективно распределять время. А для этого, в первую очередь, нужно уметь ставить перед собой цели. Когда знаешь, в каком направлении двигаться и какой результат это принесет, дорога становится понятной, а дела даются проще.

Важные моменты тайм-менеджмента для ребенка

Заставить маленького человека делать все «по расписанию» невозможно. Чтобы замотивировать его на это, необходимо разжечь интерес к тайм-менеджменту, показать пользу, которую тот может принести.

5 главных способов эффективно приучить ребенка к планированию:

  1. Записывать дела
    Записи позволяют увидеть, какие занятия занимают большую часть дня, что «крадет» время, имеется ли возможность добавить что-то еще в перечень дел.
    Основной принцип – удобство использования и наглядность. Купите красивую тетрадь или ежедневник, позвольте ребенку украсить их по своему вкусу (стикеры, рисунки, наклейки) – так процесс станет более увлекательным. Объясните, что любое дело, даже самое маленькое, нужно записать в тот же день, пока оно не забылось. Пока ваш ребенок маленький, помогайте ему вносить информацию – записывать или зарисовывать.
  2. Правильно формулировать цели
    Качество исполнения задачи зависит от грамотной формулировки. Цель, которую ребенок записывает в свой ежедневник, должна быть понятной, конкретной, точной.
    Так, задача «позвонить Маше» нечеткая, ее стоит переформулировать: «Позвонить Маше, чтобы выяснить планы на выходные». Если ребенок поставит в ежедневнике отметку «собака», то непонятно, что необходимо сделать – купить собаку, погулять с ней или помыть, покормить? Нужно формулировать предложение так, чтобы в нем были заложены ответы на вопросы: «С какой целью?». Например, «погулять с собакой в 7 утра». Тогда ребенок будет понимать, что именно следует сделать.
  3. Распределять дела на главные и второстепенные
    Задачи, привязанные ко времени, – это основные дела, обязательные к выполнению. Они могут включать выполнение домашних заданий, посещение репетиторов и т.д.
    Второстепенные дела не привязаны к конкретным часам. Это прогулки, общение со сверстниками, чтение, просмотр фильмов, игры. В ежедневнике такое разграничение удобно делать цветом, или отмечать наклейками. А можно просто делить страницу пополам, в один столбик вносить основные, а в другой – второстепенные дела.
  4. Планировать по времени
    Всегда есть потенциальная возможность возникновения непредвиденных обстоятельств. Формируйте планы с дедлайнами, сроками на выполнение по времени, но оставляйте между делами промежутки. Можно создать вместе с ребенком таблицу недели, внести в нее все необходимые задачи и обязательно выделить свободные часы.
  5. Не оставлять незавершенных дел
    Цели, «отложенные на потом», имеют свойство накапливаться. И чем их больше, тем меньше хочется заканчивать.
    Хвалите ребенка за завершенные задачи, вычеркивайте их из ежедневника. Так он будет видеть результаты своих стараний, радоваться им и стремиться доводить каждое дело до конца.
    Самое важное – помнить, что именно взрослый является примером для детей. Только не с позиции слов, а с позиции действий. Используйте сами инструменты тайм-менеджмента, чтобы ребенок учился у вас, и вы удивитесь, сколько остается времени для любимых дел и совместного времяпровождения с семьей!

Все рубрики