Как научить ребенка определять цели деятельности и планировать свою работу

9

Хаотичный способ ведения дел не дает желаемой эффективности и крадет свободное время. Как помочь маленькому человеку справляться с большим количеством задач в ограниченные сроки, выделять приоритетные цели, успевать делать уроки, общаться с друзьями и посещать кружки? Об этом рассказывает методист, педагог начальных классов Wunderpark International School Елена Александровна Судьина.

Интересный и эффективный способ планирования деятельности

Маленькие дети не способны планировать свою деятельность и ставить цели. Их поступки ситуативные. Поэтому задачи и время на их выполнение изначально определяют взрослые. Однако постепенно ответственность необходимо передавать ребенку. Такой подход позволит воспитать личность самостоятельную, организованную, способную планомерно двигаться к цели и принимать нужное решение без оглядки на других.

Как научить малыша планировать день и привить ответственность за дела? Интересный и современный способ – это познакомить его с основами тайм-менеджмента. Важно учитывать, что дети – не взрослые, у них не сформирован зрелый волевой компонент, умение расставлять приоритеты и адекватное чувство времени. Нужно будет терпеливо и постепенно внедрять новый подход в повседневные дела.

Какие навыки формирует тайм-менеджмент?

Владение тайм-менеджментом пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни – ведь техники управления временем работают эффективно, независимо от возраста. Результатом его освоения станет формирование навыков, которые важны любому современному человеку:

  • умение понимать собственные желания и ставить цели для их осуществления;
  • способность правильно планировать дела и грамотно расставлять приоритеты, чтобы успевать все необходимое без спешки и стресса;
  • выявление дел, «съедающих» время, и корректировка своей занятости для освобождения нескольких часов в день для досуга.

Основная задача тайм-менеджмента – научиться грамотно и эффективно распределять время. А для этого, в первую очередь, нужно уметь ставить перед собой цели. Когда знаешь, в каком направлении двигаться и какой результат это принесет, дорога становится понятной, а дела даются проще.

Важные моменты тайм-менеджмента для ребенка

Заставить маленького человека делать все «по расписанию» невозможно. Чтобы замотивировать его на это, необходимо разжечь интерес к тайм-менеджменту, показать пользу, которую тот может принести.

5 главных способов эффективно приучить ребенка к планированию:

  1. Записывать дела
    Записи позволяют увидеть, какие занятия занимают большую часть дня, что «крадет» время, имеется ли возможность добавить что-то еще в перечень дел.
    Основной принцип – удобство использования и наглядность. Купите красивую тетрадь или ежедневник, позвольте ребенку украсить их по своему вкусу (стикеры, рисунки, наклейки) – так процесс станет более увлекательным. Объясните, что любое дело, даже самое маленькое, нужно записать в тот же день, пока оно не забылось. Пока ваш ребенок маленький, помогайте ему вносить информацию – записывать или зарисовывать.
  2. Правильно формулировать цели
    Качество исполнения задачи зависит от грамотной формулировки. Цель, которую ребенок записывает в свой ежедневник, должна быть понятной, конкретной, точной.
    Так, задача «позвонить Маше» нечеткая, ее стоит переформулировать: «Позвонить Маше, чтобы выяснить планы на выходные». Если ребенок поставит в ежедневнике отметку «собака», то непонятно, что необходимо сделать – купить собаку, погулять с ней или помыть, покормить? Нужно формулировать предложение так, чтобы в нем были заложены ответы на вопросы: «С какой целью?». Например, «погулять с собакой в 7 утра». Тогда ребенок будет понимать, что именно следует сделать.
  3. Распределять дела на главные и второстепенные
    Задачи, привязанные ко времени, – это основные дела, обязательные к выполнению. Они могут включать выполнение домашних заданий, посещение репетиторов и т.д.
    Второстепенные дела не привязаны к конкретным часам. Это прогулки, общение со сверстниками, чтение, просмотр фильмов, игры. В ежедневнике такое разграничение удобно делать цветом, или отмечать наклейками. А можно просто делить страницу пополам, в один столбик вносить основные, а в другой – второстепенные дела.
  4. Планировать по времени
    Всегда есть потенциальная возможность возникновения непредвиденных обстоятельств. Формируйте планы с дедлайнами, сроками на выполнение по времени, но оставляйте между делами промежутки. Можно создать вместе с ребенком таблицу недели, внести в нее все необходимые задачи и обязательно выделить свободные часы.
  5. Не оставлять незавершенных дел
    Цели, «отложенные на потом», имеют свойство накапливаться. И чем их больше, тем меньше хочется заканчивать.
    Хвалите ребенка за завершенные задачи, вычеркивайте их из ежедневника. Так он будет видеть результаты своих стараний, радоваться им и стремиться доводить каждое дело до конца.
    Самое важное – помнить, что именно взрослый является примером для детей. Только не с позиции слов, а с позиции действий. Используйте сами инструменты тайм-менеджмента, чтобы ребенок учился у вас, и вы удивитесь, сколько остается времени для любимых дел и совместного времяпровождения с семьей!

9 thoughts on “Как научить ребенка определять цели деятельности и планировать свою работу

  1. You completed certain fine points there. I did a search on the subject and found the majority of people will go along with with your blog. Maritsa Stanislaus Lorenza

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Следующая публикация

Профилактика близорукости у детей

Чт Дек 24 , 2020
Дистанционное образование внесло существенные изменения в привычный образ жизни даже самых маленьких детей и школьников. Статистика неумолима – сегодня около 30% детей школьного возраста имеют близорукость. Причин для этого в […]

Все рубрики