Начало прикорма. Как и какой выбрать?

Приближаясь к возрасту 6 месяцев малыша каждая мама начинает изучать тему прикорма. И как же хочется поскорее начать радовать ребенка новыми вкусами. Давайте подробно разбираться, как сделать это безопасно и без нервов.

Специально для Parent-portal.ru тему раскрывает Марина Ягольникова — консультант по грудному вскармливанию, член АКЕВ.

Начало прикорма. Как и какой выбрать?

Итак, ВОЗ говорит, что прикорм – это более плотные, чем грудное молоко, пищевые продукты домашнего или промышленного производства, дополняющие грудное молоко (или смесь), способствующие постепенному переводу ребенка на общий стол.

Каким должен быть прикорм?

  • Своевременным – он должен вводиться в тот момент, когда энергии и пищевых веществ из грудного молока уже не хватает.
  • Адекватным – то есть с достаточным количеством энергии, белков и микронутриентов. То есть достаточно густым, калорий больше чем в грудном молоке.
  • Безопасным – хранился и готовился в гигиенических условиях, а кормление производилось чистыми руками из чистой посуды, а не бутылок с соской.
  • Правильно вводимый – ребенка кормят в соответствии с подаваемыми им сигналами голода, а количество приемов пищи и методы кормления должны соответствовать возрасту ребенка. Необходимо учитывать возможности ребенка, поэтому постепенно меняются правила введения прикорма — сначала мама контролирует, потом совместно, и с постепенно ребенок переходит на самостоятельное обслуживание.

Признаки готовности ребенка к прикорму

Основной – это появление у ребенка интереса к тому, что едят окружающие, только необходимо проверить, чтобы интерес был именно к пище, а не к предметам и посуде.

Косвенные признаки

  • возраст примерно 6 месяцев это от 5,5 до 7 (для недоношенных смотрим по ПДР)
  • угасание рефлекса выталкивания твердой пищи
  • ребенок может сидеть, хотя бы с поддержкой
  • пинцетный захват

Приходилось ли Вам слышать противоречивые рекомендации?

  • На ГВ: «Ты так часто его кормишь! Смотри, не перекорми! Желудок должен отдыхать» При этом ребенок сам просит, ему это надо, без этого он плачет.
  • Наступает время прикорма: «Он так мало ест! Должен больше! Не хочет? Отвлекай и корми! Давай, за маааму!» Опять ребенку не доверяют, кормят против его воли…

Что делать в таких ситуациях?

Слушать себя и ребенка! И это утверждение доказывают учёные:

  1. Если ребенка кормят грудью ПО ТРЕБОВАНИЮ (то есть по любому его желанию и не ограничивая его по времени) как минимум первые 6 недель, у него вырабатываются и закрепляются механизмы регуляции аппетита. Он может себя контролировать и не есть больше, чем ему необходимо. (исследование 2012г)
  2. При этом, если ребенок кормится из груди, а не сцеженным молоком из бутылки, эти механизмы работают гораздо лучше, отзывчивость к насыщению лучше. Он может вовремя остановиться. (исследование 2011г)
  3. Не надо бояться, что Ваш пухляш останется таким навсегда. НЕТ! Если он получает грудь по требованию (он себя контролирует, механизмы под это заложены природой), то и жировых клеток вырабатывается оптимальное для его организма количество. Да, они накапливаются про запас! Потому что вскоре он поползет/начнет двигаться больше, а потреблять молока будет столько же.
  4. Дети на ГВ имеют тенденцию к очень большим прибавкам в первые 2-4 месяца (до 2х кг), дальше прибавки идут на спад. Это закон! Иногда даже в минус, иногда стоят. (ВОЗ). ИТОГ: кормите грудью! Не бойтесь перекормить! Доверьтесь малышу!
  5. Прикорм: опять надо прислушаться к ребенку! Он может контролировать свой аппетит. Особенно, если и раньше мама ему доверяла.

Гораздо страшнее перекормить, чем не докормить. Он своё возьмет и из груди. У него зафиксируются хорошие ассоциации с едой, не будет пищевого насилия и в следующий раз он с радостью сядет за стол вместе с мамой.

Ест как не в себя? Посмотрите, ЧТО он ест и не теряет ли интерес к ГВ? Напомню: Прикорм — дополнение к ГВ, а не замена!

Как будет есть ребенок и в дальнейшем взрослый зависит от того, как мы начали его прикармливать в первый год.

Существуют разные схемы ввода прикорма. Коротко о самых популярных: педиатрическом и педагогическом.

В чем суть педиатрического?

В 4-6 месяцев по схеме (которые кардинально отличаются друг от друга и не учитывают, индивидуальных особенностей ребенка) заменяя кормления грудью, начинают давать пюреобразную пищу.

Да, мы доверяем педиатру, но ведь введение прикорма – это не болезнь!

Пюрированная еда

Банки хранятся два года — натурально и полезно, ага… )

  • Часто содержит возрастную маркировку, побуждающую начинать прикорм раньше (соки 3+, пюре 4+, молоко 6+).
  • Содержит много воды, что снижает энергетическую ценность прикорма (некоторые продукты содержат до 50% воды в упаковке).
  • 30-40% фруктовых пюре содержат концентрат фруктового сока или сахар в составе, а значит нарушают вкусовое восприятие ребенка. Содержат дополнительно аскорбиновую кислоту, а это большая нагрузка на почки.
  • Слишком гладкое и жидкое, ребенок не учится жевать (а физиологический срок формирования этого навыка с 6 до 9 мес)
  • Не такое ароматное и с менее выраженным вкусом, в сравнении с домашней пищей, что мешает детям переходить на «общий стол».
  • Менее разнообразное, чем возможности семейного рациона (особенно баночки на российских полках – 36 видов кабачка и ни одного зеленого горошка)
  • Приводит к неоправданно высоким тратам на питание ребёнка: родители склонны покупать более дорогое питание, уверенные, что оно лучше, полезнее, вкуснее.
Ребёнок не знакомится с пищей семьи
Большая нагрузка на ЖКТ

Конечно, промышленное питание – НЕ абсолютное зло. Но важно знать и понимать к чему это может привести, включить голову и осознанно сделать выбор.

Читайте состав! Каши преимущественно безмолочные, без сахара и соли. Банки – моно-компонентные! И не затягивайте.

Ко мне уже не одна мама обратилась с проблемой, что ребенок давится кусочками, и до 1,5- 2 х лет приходится всю еду блендером измельчать.

И даже потом, когда начинают справляться с кусочками, глотают слишком рано, почти не жуя, потому что в голову заложена программа — еду надо сразу глотать. А формируется навык жевания с 6 до 9 месяцев.

Пюре должно быть густым и иметь больше калорий, чем грудное молоко, потому что желудок у ребенка маленький и сколько он съест прикорма, столько же может не дополучить молока. И общее количество энергии получится меньше! А прикорм – это дополнение к ГВ, а не замена его.

Насчет качества продуктов на полках. Да, сейчас трудно найти экологически чистые овощи и фрукты, особенно зимой. Но вы же их едите. И через какое-то время ребенок начнет есть тоже что и вы. Поэтому лучше позаботиться о улучшении качества питания всей семьи.

Педагогический прикорм

Когда появился активный пищевой интерес начинаем давать микродозы разных продуктов (пару крупинок гречи, риса, 2 мм огурчика и т.д.) То есть ребёнок кушает то же, что и мама. Объемы наращиваются постепенно.

Что это дает?
  • Формируется пищевой интерес
  • Ребёнок учится жевать и глотать
  • Привыкает к общему столу без перегрузки ЖКТ
  • Формируется адекватное пищевое поведение.

Это не значит, что ребенок будет есть все, сто ни предложат, а будет слушать свой организм, есть тогда, когда хочет и не есть, когда не хочет, и, если инстинкты не сбивать, то ребенок может выбрать даже какой именно продукт ему сейчас нужно съесть. При условии адекватного выбора, конечно, из полезных продуктов, а не сладостей и пищевого мусора. Ребенка не надо привлекать к еде мультиками, плясать с бубном, он с удовольствием ест всё, что и вы.

Даже британских ученых не нужно, чтобы доказать, что мамина тарелка делает более привлекательной любую еду: ребенок сам захочет залезть к вам в блюдо и съесть все, что не успеете донести до рта.

Вспомните, как выросли наши родители и бабушки с дедушками. Не было ни пюре в банках, ни блендеров, давали то, что едят родные. ⠀
Важно понять, что еда — источник энергии, жизни, то есть то, без чего невозможно существовать. Принимать пищу — это естественно, и нет необходимости заставлять.

Ведь цель прикорма на начальном этапе — не накормить, а познакомить с пищей семьи. Так зачем ребёнку в 6 месяцев впихивать 100 г брокколи, если вы сами её вообще не едите?

При таком подходе к введению прикорма – давать еду, не похожую на родительскую и настаивать на определенном количестве – неизбежны проблемы

  • аллергия на первых этапах введения прикорма, казалось бы, на совершенно не аллергенные продукты
  • расстройство желудка и проблемы со стулом у малыша
  • отказ от незнакомой пищи, в пользу грудного молока или смеси
  • категорический отказ от некоторых продуктов или вообще от всей еды
  • стресс и повышенная капризность
  • плохой сон и потеря веса

Даже при правильном введении прикорма, на начальном этапе, когда ребенку дают пробовать что-то новое, он с удовольствием открывает рот и ест все, что ему предлагают и даже большие порции. Мама, и, особенно, бабушка счастливы.

Но месяца через два – три уже ничего невозможно в него вложить, закрывает рот, плюется, убегает. При этом он здоров, бодр и весел.

Причина проста — ребенок продолжает находиться на ГВ, либо получает смесь, и как такового чувства голода он не испытывает, а интерес к еде у него постепенно удовлетворяется и исчезает. Потому что после того, как ребенок достаточно много попробовал продуктов и блюд, познакомился с самим процессом питания, происходит снижение и даже потеря пищевого интереса.

Поэтому надо поддерживать пищевой интерес искусственно.

Чтобы поддержать этот интерес, можно воспользоваться рекомендациями:

  1. Вы можете активно жевать в его присутствии, можете сами показывать собственный интерес к пище, но пусть ребенок сам решает хочет ли он есть в данный момент, оценит свое самочувствие –готов он есть кашу или мясо.
  2. Берите его за стол, если он проявляет желание – давайте пробовать или кладите небольшую порцию, которую он может съесть в зависимости от возраста. Если просит добавку – положите добавку совсем в небольшом количестве.
  3. Совместная трапеза с другими членами семьи, не только с мамой
  4. Не заставлять и не настаивать, предлагать
  5. Подчеркивание ценности еды. Еда не должна валяться на полу и выбрасываться. Если что-то испортилось или повалялось на полу, то вы складываете на тарелку и выбрасываете потом, когда ребенок не видит.
  6. Общие правила поведения за столом для семьи и для ребенка. Например, никто не лезет в чужую тарелку, не балуется едой, не залезает на стол, все едят аккуратно, пользуются приборами и салфеткой Ребенок не стучит ладошками, не вытирает руки о скатерть и т.д.
  7. Ограничение по времени самого приема пищи, конечно не 5 минут с секундомером, а, например, минут 30, и после истечения времени вся еда убирается
  8. Ограниченный доступ к продуктам в перерывах между приемами пищи, то есть не лежат печеньки все время на столе
  9. Максимально разнообразный рацион питания, использование разных способов приготовления пищи
  10. И, если уже есть какие-то проблемы, не нужно их озвучивать ребенку и при ребенке. Например, «он так плохо ест, не могу накормить» Ребенок слышит и принимает это, «я плохо ем» и ведет себя соответствующим образом.
  11. Постараться сделать так, чтобы пребывание за столом сопровождалось положительными эмоциями, приносило радость всем

Хочу развеять один миф – «ПРИКОРМОМ МОЖНО ЛЕЧИТЬ»

Обычно прикорм назначают, если

Ребенок стал медленнее прибавлять в весе. Месяца в 4, или в 5.

Вообще, это нормально. В 4-6 ребенок начинает активно двигаться и расходовать запасы, накопленные за первые месяцы.

Если у ребенка есть реальный дефицит питания – нужен докорм сцеженным молоком или смесью, если наладить грудное вскармливание невозможно.

Прикорм даст малышу дополнительно 5-10 ккал в день, при том, что ежедневно с грудным молоком или смесью он получает около 700.

«Кормите порциями по 200 грамм», но такие порции уверенно вытеснят кормление грудью – малыш просто не может съедать столько пищи. А значит, вы замените одну еду на другую, не увеличив питательную ценность.

Ребенок редко какает, у него болит животик, плотный стул. Кормите овощами и стул наладится.

К сожалению, это так не работает. С началом прикорма стул ребенка меняется, но изменения могут произойти в любую сторону под воздействием любых продуктов.

  • Рис, который «крепит», может разжижать стул у вашего ребенка.
  • Чернослив, который «слабит», может у вашего ребенка вызвать задержку стула.
  • Большие порции прикорма (не важно – какими продуктами) могут усилить дискомфорт в животике у малыша: он просто не готов к 200 г пюре из кабачка.

Упал гемоглобин. Рецепт: ешьте гречку и мясо, а яблоко на десерт. Это лучше, чем химические капли с железом.

Питание может предотвратить дальнейшее снижение уровня гемоглобина, но повысить его сможет только огромными порциями – чтобы покрыть потребность в железе и дать запас, вам потребуется «скормить» ребенку примерно 200 г мяса. Ежедневно. А у людей с железодефицитом чаще всего нет аппетита и получается замкнутый круг.

Если у ребенка анемия, то врач после анализов назначает препараты железа, которые малым количеством, адресно, помогут пополнить запасы железа в организме малыша.

А, если подумать еще глубже, может железа поступает достаточно, но оно по какой-то причине не усваивается в полной мере. Нужно обследование.

Лечить что-либо прикормом – это не научно.

Если врач настаивает на раннем начале прикорма по любым соображениям здоровья малыша – обратитесь к другому врачу.

Какой бы вы вариант введения прикорма не выбрали, включайте голову, не зацикливайтесь на нормах и цифрах, наблюдайте и слушайте своего ребенка. Материнство, да и жизнь в целом невозможно переложить на графики и таблицы, наслаждайтесь каждым моментом.

Задать вопросы Марине можно через группу ВКонтакте — vk.com/vokruggv_tver

Все рубрики